26.09.24 

Информационные материалы для интерактивной викторины «Мы узнаем»

 

Дата проведения: 26.09.2024 

 

Тема: «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь  и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых при Министерстве

образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона)

 

  1. Каковы основные направления деятельности ученического самоуправления в учреждении образования?

Ученическое самоуправление – система жизнедеятельности коллектива,

которая        помогает        учащимся       учиться,        принимать       решения 

и действовать самостоятельно. Она работает так, чтобы учащиеся могли вместе с учителями и руководством школы стремиться достигать важных целей в образовательном процессе. Органы ученического самоуправления принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий  по основным направлениям воспитания, определенным в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

Органы ученического самоуправления избираются самими учащимися

по         определенным        направлениям,         касающимся        организации 

их жизнедеятельности в учреждении образования. Содержание деятельности ученического самоуправления в учреждении образования обусловлено содержанием и основными направлениями государственной молодежной политики, среди которых:

  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • формирование здорового образа жизни;
  • реализация права на образование;
  • реализация права на труд;
  • реализация права на отдых и выбор занятий во внеучебное время;
  • реализация права на объединение;
  • развитие и реализация общественно значимых инициатив обучающихся;
  • взаимодействие и сотрудничество ученического самоуправления с государственными учреждениями, общественными объединениями, семьями обучающихся и др. [1]

Справочно. Развитие органов ученического самоуправления в школе должно соответствовать целям, ради которых работают ученики. Эти цели могут меняться 

 

в зависимости от задач, которые стоят перед ученическим коллективом. Поэтому важно находить такую организационную структуру, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, деятельность которых регламентирована локальными актами, и временные органы, создаваемые для решения текущих задач. Также возможно изменение функций постоянных органов, если меняются стратегические задачи [2]

 

2.   Посмотрите    видеоролик        «Молодежный    парламент          при

Национальном               собрании               Республики               Беларусь»

(https://youtube.com/watch?v=J1nglI-EsrM&si=ZXhp-uq7sC2MMGH8 (продолжительность с 00.21 до 00.54, с 02.44 до 03.25, с 11.15 до 13.56).

Каково предназначение Молодежного парламента?

Цель деятельность Молодежного парламента – это работа по участию  в создании и изменении законов, которые защищают права и интересы молодежи в стране. Это значит, что молодые парламентарии заботятся о том, чтобы у молодежи были все необходимые права и возможности для развития, образования и работы. 

Задачи Молодежного парламента:

                координация         деятельности         молодежных        консультативно-

совещательных органов (парламентов, советов, палат) при органах местного управления и самоуправления (далее – органы молодежного парламентаризма); приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование

правовой и политической культуры молодежи;  участие в разработке проектов нормативных правовых актов,

затрагивающих права и законные интересы молодежи;  участие в формировании и реализации государственной молодежной

политики;  участие в работе по созданию условий для эффективной реализации потенциала молодежи и ее активного участия в социально

-экономических и общественно-политических процессах;  изучение существующих проблем в молодежной среде и выработка

предложений по их решению;  обеспечение взаимодействия депутатов Палаты представителей  и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь  с молодежью, молодежными общественными объединениями; подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности

органов молодежного парламентаризма в Республике Беларусь; участие в разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) в сфере государственной молодежной политики; содействие реализации молодежной кадровой политики; 

 

развитие международного молодежного сотрудничества, в том числе

участие в работе международных парламентских структур и их органов.

Справочно. Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь создан в июле 2020 года и является консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

В состав Молодежного парламента включаются представители молодежи  в возрасте от 18 до 31 года, являющиеся гражданами Республики Беларусь. От каждого района и города областного подчинения президиумы соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня делегируют в состав Молодежного парламента по одному кандидату. От города Минска президиум Минского городского Совета депутатов делегирует 10 кандидатов. Решение о делегировании кандидата в состав Молодежного парламента принимается после обсуждения кандидатур на заседаниях президиумов соответствующих местных Советов депутатов. Срок полномочий Молодежного парламента – два года. Полномочия начинаются со дня первого заседания вновь избранного Молодежного парламента и заканчиваются в день открытия первого заседания Молодежного парламента нового созыва. 

Работа Молодежного парламента осуществляется в форме заседаний, деятельности президиума, комиссий, других органов Молодежного парламента, а также присутствия членов Молодежного парламента на открытых заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,  их постоянных комиссий и в иных формах в соответствии с Положением и Регламентом Молодежного парламента[3].

 

  1. Какие условия созданы в Республике Беларусь для организации научно-исследовательской деятельности учащихся?

В Республике Беларусь созданы следующие условия для организации научно-исследовательской деятельности учащихся: 

  1. Конкурсы и олимпиады. Регулярно проводятся научные конкурсы, олимпиады и конференции для учащихся, где они могут представлять свои исследования и проекты. Это дает возможность не только продемонстрировать свои знания, но и получить признание за свои достижения.

Так, на Республиканской научно-исследовательской конференции учащихся, ежегодно, собирается талантливая молодежь. Делегаты из разных уголков страны представляют свои исследовательские проекты, охватывающие широкий спектр дисциплин – от естественных и точных наук до гуманитарных и социальных исследований. Конференция стала площадкой для обмена идеями, где участники не только презентуют свои работы, но и активно обсуждают актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом.  

Значимое событие в системе образования страны представляет собой  и Республиканская олимпиада по учебным предметам, объединяющая

 

учащихся, педагогов и экспертов в сфере образования. Олимпиада проходит в четыре этапа: первый этап – в учреждениях образования, второй  – районный, третий – областной, четвертый этап – республиканский (заключительный). Цель мероприятия – выявление наиболее способных, одаренных учащихся учреждений образования и подготовка их к участию  в международных олимпиадах, конкурсах, конференциях.  

  1. Тематические лагеря и программы. Существуют различные летние лагеря и программы для учащихся, направленные на развитие научных навыков. Например, Национальный детский технопарк и IT-академия R:ED выступают организаторами детского IT-лагеря «Цифровая долина», где талантливые дети и подростки, в возрасте от 6 до 16 лет, имеют возможность не только отдохнуть, но и погрузиться в мир высоких технологий и воплотить свои хайтек-идеи в жизнь при поддержке опытных преподавателей-практиков.
  2. Сотрудничество с научными организациями. Учебные заведения налаживают контакт с научными институтами и университетами, что позволяет учащимся работать над реальными научными проектами  под руководством опытных исследователей, дает доступ к ресурсам  и профессиональному опыту. Сотрудничество осуществляется через программы стажировок учреждений высшего образования, научные кружки  и конкурсы исследовательских работ. У учащихся появляется возможность применить теоретические знания на практике. Так, молодые исследователи под руководством опытных преподавателей участвуют в разработке инновационных технологий и решении актуальных проблем общества.

Одним из ярких примеров такого взаимодействия является организация научных симпозиумов, участие в конкурсах и выставках научных работ,  где учащиеся могут представлять свои проекты и получать обратную связь  от преподавателей. Это не только стимулирует интерес к науке,  но и формирует у молодежи необходимые навыки критического мышления  и командной работы. 

Таким образом, сотрудничество между школами и научными организациями Беларуси создает благоприятные условия для формирования нового поколения исследователей, готовых вносить вклад в развитие науки  и технологий страны. 

Также важно отметить внедрение в образовательный процесс современных технологий – использование научных лабораторий  и компьютерного моделирования, которые открывают новые горизонты  для проведения экспериментов и анализа данных. Это не только развивает критическое мышление, но и подготавливает школьников к будущей академической и профессиональной деятельности.

  1. Информационные ресурсы. Доступ к библиотекам, научным журналам и интернет-ресурсам помогает учащимся находить необходимую информацию для своих исследований и др. Крупные академические библиотеки, такие как Национальная библиотека Беларуси, предлагают не только печатные материалы, но и доступ к обширным библиотечным архивам и коллекциям, где учащиеся могут воспользоваться международными научными публикациями и журналами. Виртуальные библиотеки становятся особенно востребованными для глубокого изучения тем, которые ранее требовали значительных временных затрат и физического пребывания в библиотеке. Среди множества ресурсов можно выделить специализированные

базы данных, которые обеспечивают прямой доступ  к научным статьям, диссертациям и другим научным публикациям.

Мощной платформой для поддержки и развития системы образования страны является Национальный образовательный портал. Это современный информационно-образовательный ресурс, который:

  • создан для обеспечения комплексной (информационной, научно- и учебно-методической, консультационной) поддержки всех участников образовательного процесса на уровнях дошкольного, общего среднего образования и специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования;
  • нацелен на создание условий для многовекторной коммуникации педагогов, учащихся, их законных представителей, а также специалистов структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, системы дополнительного образования взрослых, представителей общественности и др;
  • призван предоставить равный доступ к качественным образовательным услугам.

Национальный образовательных портал – открытый инструмент накопления и использования научной, научно- и учебно-методической, практико-ориентированной и другой информации, необходимой  для организации образовательного процесса и управления им в учреждениях образования. 

Кроме того, ряд учреждений образования создают собственные платформы, предоставляя доступ к материалам, которые могут быть недоступны в открытом доступе. Важно, что с учетом современных технологий, интернет-ресурсы играют значимую роль в обеспечении доступа к академическим статьям и исследованиям, способствуя свободному обмену знаний и информации среди учащихся и молодых ученых. 

В школах, гимназиях и лицеях страны внедряются программы  и инициативы, которые стимулируют учащихся заниматься исследовательской деятельностью. Многие учреждения образования имеют научные объединения, кружки и секции, где школьники могут заняться изучением актуальных проблем в различных областях науки. 

Эти условия создают благоприятную среду для развития научных интересов и навыков у молодежи в Республике Беларусь. Государство активно

поддерживает научные инициативы, выделяя финансирование  и ресурсы для развития молодежной науки.

 

  1. Как в Республике Беларусь реализуется право молодых ученых выступать с инициативами и предложениями по вопросам, касающимся их деятельности?

При Министерстве образования Республики Беларусь действует консультативно-совещательный орган – Совет молодых ученых (далее – Совет). Совет был создан 9 марта 2020 года. В настоящее время в состав Совета входят представители 41 учреждения высшего образования. 

Молодые ученые (аспиранты, соискатели и докторанты, научные работники, педагогические работники из числа профессорскопреподавательского состава учреждений высшего образования, а также подчиненных Министерству образования Республики Беларусь (далее – Министерство образования) государственных научных организаций в возрасте до 30 лет (без ученой степени), до 35 лет (при наличии ученой степени)) имеют право выступать с инициативами по вопросам, касающимся их деятельности и вносить предложения на рассмотрение Министерства образования.

Целью деятельности Совета является выработка предложений  и рекомендаций Министерству образования для осуществления государственной молодежной политики в области науки.

Основными задачами Совета являются:

  • содействие привлечению к работе в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях талантливой молодежи;
  • поддержка инициатив молодых ученых;
  • содействие в реализации межуниверситетских научных, научнотехнических и инновационных проектов молодых ученых, апробации и внедрению результатов таких проектов, а также других форм организации научной работы молодых ученых;
  • содействие организации и проведению конференций, научных школ, семинаров молодых ученых, созданию и развитию научной школы;
  • участие в организации и проведении мероприятий по привлечению учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования и студентов учреждений высшего образования в университетскую науку;
  • поддержка научно-педагогической деятельности молодых ученых и их усилий по популяризации науки, в том числе в средствах массовой информации;
  • содействие профессиональному и карьерному росту молодых ученых, повышению их творческой и общественной активности в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях;
  • содействие созданию и развитию советов и других объединений молодых ученых в учреждениях высшего образования и государственных научных организациях;
  • информационное и иное содействие участию молодых ученых в конференциях, семинарах, симпозиумах, стажировках, научных, научнотехнических и инновационных проектах, в том числе международных,  а также доступу молодежи к новейшим информационным технологиям  и ресурсам. 

Среди основных направлений деятельности Совета:

  • выработка предложений и рекомендаций Министерству образования для осуществления государственной молодежной политики в области науки;
  • помощь молодежи в осуществлении научной деятельности;
  • участие в организации и проведении мероприятий по привлечению молодежи в университетскую науку;
  • международное сотрудничество с молодежными объединениями и организациями по вопросам проведения совместных научных исследований, проектов и программ.

Мероприятия, проводимые Советом:

  • школа молодого ученого;
  • день научной молодежи;
  • участие в отборе заявок и проведении республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси»;
  • профориентационная работа в учреждениях общего среднего образования[4].

 

  1. Как в Республике осуществляется поддержка одаренной и талантливой молодежи?

В 1996 году в соответствии с указами Главы государства в Республике Беларусь созданы Специальный фонд Президента Республики Беларусь  по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, и Специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Этими фондами осуществляется выплата стипендий и установленных видов премий, оказание единовременной материальной помощи. Средства фондов используются при проведении национальных и международных

 

студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад,  а также для финансирования участия творческой молодежи  в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях  в области культуры и искусства. И это только малая часть деятельности фондов.

Такая поддержка Президента не только подчеркивает значимость научных и культурных достижений, но и открывает двери к новым возможностям. Получая стипендию, талантливые молодые люди обретают уверенность в своих силах, осознавая, что их мечты и устремления находятся в центре внимания государства.

Одаренные и талантливые молодые люди имеют возможность с юных лет развивать свои способности и совершенствовать мастерство более чем  в 500 детских школах искусств, колледжах и училищах, творческих учреждениях высшего образования. В г. Минске открыты специальные учреждения образования интернатного типа, где воспитываются самые способные юные музыканты, художники, танцоры со всей республики.  При поддержке государства в Беларуси ежегодно проводятся олимпиады, региональные, республиканские и международные конкурсы, выставки детского и молодежного творчества.

Судьба каждого лауреата внимательно отслеживается и после того,  как он вступает во взрослую жизнь. Это делается для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для самореализации творческой личности с наибольшей пользой для страны. Молодым людям оказывается поддержка в выборе рабочего места, в решении их жилищных и иных

материальных проблем, а также в иных вопросах, связанных  с их становлением в жизни

Таким образом, звание стипендиата и лауреата Президентского фонда служит символом надежды и вдохновения. Это приглашение к активному участию в жизни страны, где каждый талант имеет шанс быть замеченным  и оцененным, а значит, внести свой вклад в общее благо и процветание нации

[5].

 

 

[1] Ученическое самоуправление: от теории к практике: пособие для педагогов учреждения общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.К. Катович [и др.]; под ред. Н.К.Катович.  – Минск: Национальный институт образования, 2021. – С. 5 - 6.

[2] Там же

[3] https://sovrep.gov.by/ru/mp-ru/

[4] https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/obshchestvennye-sovety/obshchestvennye-sovety/sovet-molodykhuchenykh-pri-ministerstve-obrazovaniya-respubliki-belarus/

[5] https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/informatsiya-po-vazhnym-voprosam/uchashcheysya-i-studencheskoymolodyezhi/spetsialnye-fondy-prezidenta-respubliki-belarus/