Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в марте 2024 года.
Дата проведения: 21.03.2024
Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)
Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 21 марта 2024 года.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
На первом этапе актуализируются знания о государственном управлении Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные при освоении содержания учебных предметов «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь», «Обществоведение», «История Беларуси».
В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в обсуждение как можно больше учащихся.
Учащимся можно предложить заранее ознакомиться с разделом «Мое государство» («Функции государства и его политики», «Президент», «Всебелорусское народное собрание», «Парламент», «Правительство», «Разделение властей», «Местное самоуправление и самоуправление») в пособии «Я – гражданин Республики Беларусь» для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания[1].
Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»
- Назовите органы государственной власти в Республике Беларусь.
- Важные решения наши предки принимали сообща, на народном собрании. Как оно называлось? Как называется в настоящее время в Республике Беларусь?
- Как реализуется право граждан избирать и быть избранными в Республике Беларусь?
- Посмотрите фрагмент видеоролика «Как попадают в Молодежный парламент и какие задачи перед ним ставятся?»
(https://yandex.by/video/preview/9931390244487753338, продолжительность с
0:00 до 1:02 и с 7:16 до конца). Каковы цели и задачи Молодежного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь?
- В Академии управления при Президенте Республики Беларусь действует проект «Школа управления». Какова его цель?
В фокусе обсуждения: государственная власть в Республике Беларусь, право, гражданин, права избирателя, молодежные общественные объединения, работа Молодежного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь, молодежная кадровая политика, проект «Школа управления» Академии управления при Президенте Республики Беларусь, активная гражданская позиция, лидерство, инициативность, гражданская ответственность, гражданская зрелость.
ШАГ 2. Знакомство с земляком (государственным деятелем, представителем органов государственного управления)
Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для подготовки мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина».
При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – это то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.
Данный этап может быть проведен в виде брифинга[2] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[3].
Примерные вопросы приглашенному:
Какие личностные качества надо развивать, чтобы стать успешным в своем деле человеком?
Как добиваться поставленных целей?
В какой степени Ваша самооценка зависит от оценки окружающих?
Есть ли люди, чье мнение для Вас особенно ценно?
Как Вы работаете над своим имиджем?
На что Вы готовы пойти ради успеха и на что не пойдете никогда?
К чему в жизни Вы относитесь особенно серьезно?
Довольны ли Вы результатами своей работы?
Как вы считаете, нужно ли интересоваться вопросами политической и экономической жизни страны тем, кто не достиг 18-летнего возраста?
Как в политической и экономической жизни страны может участвовать гражданин, не достигший избирательного возраста?
Бытует мнение, что трудные времена порождают сильных людей. Что Вы думаете по этому поводу?
Что Вы можете пожелать человеку, который хочет добиться общественного признания?
Каково Ваше жизненное кредо?
При отсутствии возможности пригласить земляка, государственного деятеля, представителя органов государственного управления, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д.
Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
− Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Что значит быть гражданином своей страны? Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы стать достойным гражданином своей страны? Что значит «иметь гражданскую позицию»?
Мы должны чувствовать себя причастными к жизни нашего государства, нашего народа и понимать, что от активной позиции каждого зависит жизнь страны.
[1] Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – С. 32-43.
[2] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.
[3] Проект «100 вопросов взрослому» транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.