Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в декабре 2023 года.
Дата проведения: 21.12.2023
Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)»
Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 21 декабря 2023 года.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
На первом этапе актуализируются знания о культуре и искусстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2022/2023 уч. г.
В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.
Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»
В своих выступлениях Президент Республики Беларуси А.Г. Лукашенко отмечал: «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала». https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-duhovnosti-i-kulture
- Назовите музейные сокровищницы Беларуси.
- Назовите значимые объекты Республики Беларусь, которые включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
- Центром каких международных театральных, музыкальных и кинофестивалей является Беларусь?
- Какой республиканской акции посвящен данный видеоролик? Какова цель этой акции?
- В дни новогодних и рождественских праздников стало доброй традицией чествовать заслуженных граждан нашей республики, внесших значительный вклад в дело сохранения духовных ценностей. Как называется эта премия? Кому и за какие заслуги она присуждается в области культуры и искусства?
В фокусе обсуждения: духовное возрождение, историко-культурные ценности белорусского народа, самобытность культуры, духовные ценности и традиции, национальная гордость, сохранение национального культурного наследия, нравственный фундамент нации, патриотизм, наиболее значимые объекты наследия; охрана историко-культурного наследия как обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе.
Далее ведущий предлагает познакомиться с деятелями культуры и искусства (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)».
ШАГ 2. Знакомство с земляком, деятелем культуры и искусства.
Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для использования при подготовке мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – это то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.
Данный этап может быть проведен с приглашенными как брифинг[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].
Примерные вопросы приглашенному:
- Если Вы принимали или сейчас принимаете участие в социальных проектах (акциях), поделитесь своими впечатлениями.
- Как вы считаете, какую роль играет культура в патриотическом воспитании населения?
- Какова роль учреждений культуры в формировании активной гражданской позиции молодежи?
- Как давно Вы работаете в сфере культуры?
- Что послужило причиной выбора именно этой сферы творчества?
- Какие трудности Вы испытывали в своей профессиональной деятельности и как их преодолели?
- Как Вы оцениваете результат своей работы?
- Считаете ли Вы, что Вам повезло в жизни (в творчестве)? Что Вы можете сказать в отношении везения?
- Успех – это удача или работа над собой?
- Что Вы можете посоветовать творческим людям для достижения ими успеха?
- Наверняка у Вас в работе бывали курьезные случаи. Можете рассказать об одном из них?
- Какое место в Вашей жизни занимают книги?
При отсутствии возможности пригласить земляка, деятеля культуры и искусства, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Знакомы ли вы с результатами труда номинантов премии «За духовное возрождение» в 2022 году? Если знакомы, расскажите, как творчество этих деятелей искусства способствует духовному возрождению Беларуси.
– Кого вы (ваш школьный коллектив) могли бы рекомендовать как кандидата на эту высокую премию? Чему может быть посвящено творчество претендента на премию? Какими качествами он должен обладать?
Белорусская земля взрастила много выдающихся представителей культуры и искусства. Среди них знаковые личности, о которых знают все: Наполеон Орда, Марк Шагал, Иван Хруцкий, Михаил Савицкий, Янка Мавр, Владимир Каризна, Владимир Мулявин... Всем им присущи такие качества, как разносторонняя одаренность, целеустремленность, сила воли, мудрость, стремление к самообразованию и саморазвитию, любовь к своей Родине. Жизненные примеры известных людей – один из главных факторов влияния на становление личности, формирование приоритетов и ценностей.
Но остается огромное количество наших соотечественников, мало известных широкому кругу, и тем не менее они тоже являются гордостью нашей страны.
– Представьте, что для потомков создается специальная капсула времени, в которой собирается наиболее значимая информация о творческих людях Беларуси нашего времени. Если бы вы создавали такую капсулу, сведения о ком бы вы поместили в данную капсулу и почему?
[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.
[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.