Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
Государственное учреждение образования
п/п |
Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего |
Число, месяц, год рождения |
Адрес места жительства |
Дата поступления информации, № входящего документа |
От кого поступила информация |
Оказанная помощь несовершеннолетнему |
Оказанная помощь законным представителям несовершен |
Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних
1.Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)
Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов. Возраст тестирования 10-15 лет.
Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья»
Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений. Возраст – подростковый.
3. Методика самооценки школьных ситуаций,разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша (1973)
Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выявляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по бальной шкале. Возраст – от 7 класса и старше.
4.Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера (State-TraitAnxietyInventory - STAI)
Шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов. Возраст – начиная со школьного возраста.
5. Шкала тревожности Р.Сирса
Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог. Состоит из 14 вопросов.
6. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)
Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов. Возраст – подростковый.
7. Шкала безнадежности (депрессии) А.Бека(англ. BeckHopelessnessInventory, сокр. BHI)
Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Состоит из 20 утверждений. Возраст – подростковый и взрослый.
8.Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)
Рисуночная методика оценки суицидального риска.
Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.
9. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)
Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальныеработники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальномсостоянии.Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.
10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)
Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
По сравнению с другими одношкальными методиками так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Состоит из 29 утверждений. Возраст – 8-11 класс.
11. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. Возраст – 5-11 класс.
12. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан).
Методика направлена на исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Состоит из 33 утверждений. Возраст – подростковый и выше.
13. Патохарактерологический опросник (А.Е.Личко)
Разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.
Также опросник используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Возраст – 14-18 лет.
14. Тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейга)
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Состоит из 24 рисунков. Возраст – детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.
15. Опросник агрессивности (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 утверждений. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.
16. Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н.Собчик
Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств.
Состоит из 8 цветовых таблиц. Возраст – младший школьник и выше.
17. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина
Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.
Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки.
Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Возраст – подростковый.
18. Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга иадаптирована Т.Н. Балашовой.
Опросник, состоящий из20 утверждений, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких кдепрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях.
Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30 минут.
свернутьРиск суицида высок у людей:
1. Нарушением эмоциональной сферы
Признаками эмоциональных нарушений являются:
2. Нарушением поведения
У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками. Около половины перед суицидом принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднем возрасте — это невозможность примириться или контролировать свою жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаком суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.
3. Психические заболевания
Более всего восприимчивые к суициду
Суицидально опасная референтная группа
Порядок взаимодействия администрации и педагога-психолога учреждения образования в ситуации совершенного суицида
Суицид, совершенный обучающимся учреждения образования (далее – УО), затрагивает всех субъектов образовательной среды:
- обучающихся;
- родителей;
- педагогов;
- администрацию;
- других сотрудников УО.
В УО должны существовать специальные инструкции относительно информирования работников УО, особенно, учителей, а также обучающихся и их родителей, о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Эти меры направлены на предотвращение кластеризации самоубийств, т.е. проявления «эффекта заразительности». Этот эффект является следствием психологической тенденции суицидальных детей и подростков подражать деструктивным действиям людей, совершивших самоубийство или суицидальную попытку.
Суицидальный кластер может охватить не только знакомых друг с другом детей и подростков, даже совершенно чужие и никогда не встречавшие самоубийцу юноши и девушки могут имитировать его поведение и, в результате, тоже совершить самоубийство.
Соучеников, работников УО и родителей следует тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке, совершенной ребенком, и проработать переживания, вызванные случившимся событием. В связи с этим организация деятельности педагога-психолога УО по оказанию психологической помощи должна строиться таким образом, чтобы взаимодействовать со всей системой в целом. Также следует осуществлять межведомственное взаимодействие при необходимости оказания медицинской, правоохранительной, социальной, информационной и других видов помощи. В ситуации совершенного суицида/риска суицида основные направления работы педагога-психолога в УО заключаются в своевременном выявлении суицидального риска, превентивных мерах, кризисном вмешательстве.
На этом этапе администрация взаимодействует с педагогом-психологом, классным руководителем, педагогом социальным, родителями;
Задача педагога-психолога: оценить ресурсы по выявлению группы риска и оказанию экстренной психологической помощи. Педагог-психолог или администрация УО могут самостоятельно инициировать обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (например, СПЦ, ТЦСОН). В случае поступления запроса специалисты СПЦ также, в первую очередь, взаимодействуют с администрацией УО, далее осуществляют взаимодействие со всей системой УО, устанавливают контакт, собирают предварительную информацию о ситуации, о состоянии обучающихся, о группах, задействованных в данной ситуации (дети, родители, учителя), о предпринятых мерах, уточняют запрос, определяют совместно с администрацией и педагогом-психологом УО антикризисный план (действий) с каждой группой, осуществляют психологическое сопровождение субъектов образовательной среды в кризисной ситуации. При проведении следственных мероприятий на территории УО необходимо психологическое сопровождение участников образовательной среды, задействованных в этих мероприятиях.
Взаимодействие педагога-психолога с классным руководителем, педагогом социальным включает в себя получение необходимой предварительной информации о состоянии отдельных обучающихся, сбор анамнеза, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений, организация встречи с обучающими, подготовка к встрече с родителями.
В целях локализации распространения слухов педагогу-психологу необходимо осуществлять грамотное взаимодействие с журналистами, в т.ч. совместно с администрацией УО подготовить информацию по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ.
Педагог-психолог УО в первую очередь осуществляет первичную диагностику психофизиологического состояния обучающихся. Педагог-психолог УО проводит встречу с классом, в котором произошел случай (при необходимости может быть проведена беседа в нескольких классах):
Групповая форма работы:
Беседа с детьми позволяет:
- Оценить наличие явной или потенциальной угрозы для жизни как для самого человека, находящемся в кризисном состоянии, так и его окружения.
- Упорядочить информацию, выстроить последовательность событий (абсолютный хаос в порядок).
- Групповое обсуждение травматического события позволяет обучающимся лучше понять произошедшее, понять погибшего (его проблемы, «пусковые» факторы, послужившие последней каплей, глубину отчаяния, его чувства), отреагировать свои чувства, повысить взаимопонимание и доверие между обучающимися, адаптироваться после случившегося, формировать позитивное будущее, вернуть чувство самообладания, утраченное равновесие. На равновесие влияют несколько взаимодополняющих факторов: реалистическое восприятие события; наличие адекватной поддержки (социальных ресурсов); адекватный механизм разрешения проблемы. Следует не избегать пугающего опыта, а находить ресурс для преодоления и дальнейшего развития (стали взрослее, ответственнее).
- Информировать обучающихся об имеющихся очных экстренных и кризисных психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов).
После группового занятия, на основе наблюдения и беседы, психолог приглашает часть нуждающихся в психологической помощи ребят на индивидуальную консультацию с целью уточнения степени воздействия травматического события и преодолении его. Часто ребята приходят сами, считая, что им нужна помощь психолога. За этим решением могут быть скрыты различные страхи: оставаться одному, спать без света, приходить в то место, где был совершен суицид, плохое самочувствие, чувство вины, раскаяние, подавленное настроение и др. Часть же обращений ребят направлено на получение консультаций по вопросам непонимания, одиночества, низкой самооценки. Педагог-психолог должен уметь развести заявленные проблемы на связанные с конкретной травматической ситуацией или кризисными проявлениями ребят.
Необходимо помнить о том, что на третьи сутки, как правило, наступает психологическое и физическое истощение у людей, переживших данное травматическое событие, поэтому психологическую работу необходимо планировать с учетом динамики состояния пострадавших.
При выраженности, длительности или стабильности перечисленных выше болезненных проявлений, возникших в ответ на травматическое событие, необходимо индивидуальное психологическое консультирование подростка (по его запросу, запросу родителей или администрации школы).
Если необходимо, спланировать работу по психологическому обеспечению траурных мероприятий (быть на кладбище), что даст возможность специалисту оценить психологическое состояние участников церемонии, ближайшее внешкольное окружение обучающихся.
Правила для работы с подростками, друзья которых совершили самоубийство
> Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии у них знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.
> Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливом времени и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.
> Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.
> Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце. Или самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного потерпеть.
> Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходит после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.
свернуть«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Организация работы
по профилактике суицидального поведения
Документирование работы по профилактике суицидального поведения
В план включаются мероприятия по первичной профилактике суицидального поведения. Данные мероприятия проводятся на протяжении всего года и предназначены для всех обучающихся, направлены на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья, формирование навыков конструктивного общения. Также включается диагностическая, коррекционно-развивающая работа.
Формы проведения: классные часы, тренинговые занятия, психологические практикумы, обучающие семинары, беседы, лекции и т.д.
При подготовке и проведении мероприятий необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.
(дня, недели, декады, месячника) по формированию ценностного отношения к жизни.План включает мероприятия для обучающихся, педагогов (кураторов групп, мастеров, преподавателей), родителей. Учреждение образования самостоятельно определяет период проведения мероприятий: день, неделя, месячник. Всемирный день предотвращения самоубийств -10 сентября.
В данном отчете обязательно отражается количество принятых в данном мероприятии обучающихся, педагогов (кураторов групп, мастеров, преподавателей), родителей, учитывается количество раздаточного материала (памяток, буклетов, рекомендаций и т.д.)
В психодиагностическом исследовании принимают участие обучающиеся
5-11 классов (для учреждений общего среднего образования); обучающиеся до 18 лет (для учреждений ПТО и учреждений высшего образования).
Для проведения психодиагностического исследования необходимо письменное согласие одного из законных представителей (для несовершеннолетних в возрасте до 14 лет), с 14 лет необходимо письменное согласие самого несовершеннолетнего.
При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 14 лет согласия законных представителей не требуется в следующих случаях:
Для углубленного психодиагностического исследования определяются обучающиеся, имеющие 2 или более показателей, отклоняющихся от нормы
к показателям относятся:
изолированный или пренебрегаемый социометрический статус;
низкий уровень самооценки;
высокий уровень тревожности;
несовершеннолетние, находящиеся в кризисных или стрессовых ситуациях;
легкая безнадежность;
имеющие 1 показатель, к которому относятся:
умеренная, тяжелая безнадежность;
наличие факторов высокого риска суицидальных действий;
информация от классных руководителей (кураторов групп, мастеров, преподавателей), ближайшего окружения, полученная в ходе наблюдений за несовершеннолетним(наличие маркеров суицидального поведения;факторов высокого риска суицидальных действий; учащиеся, вовлеченные в активные сообщества и игры, имеющих суицидальный контент)
Необходимо информировать законных представителей несовершеннолетнего о выявленных у него психологических проблемах, при которых существует вероятность совершения суицидальных действий. При этом следует предложить обучающемуся и его законным представителям психологическую помощь (психологическое консультирование, психологическую коррекцию) так как они направлены на корректировку особенностей личности несовершеннолетнего и его поведения.
Коррекционно-развивающие программы, тренинги и тренинговые занятия, интерактивные занятия должны быть направлены на формирование позитивного образа Я, раскрытие позитивных личностных резервов, повышение стрессоустойчивости, развитие коммуникативных навыков, обучение методам и способам саморегуляции, правилам поведения в конфликтных ситуациях, развитие критического мышления, развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний, обучение эффективным способам преодоления трудных ситуаций, коррекция тревожности, отработка техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора.
Необходимо обратить внимание на размещение актуальной информации на сайтах учреждений образования, стендах, просветительских уголках и т.д. с обязательным постоянным обновлением информации.
Включает в себя информацию, полученную от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, специалистов учреждений здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент.
Хранится журнал у руководителя учреждения образования либо его заместителя по воспитательной работе в условиях, гарантирующих конфиденциальность и не возможность доступа к нему лиц, не имеющих соответствующего разрешения.