Дайнеко Валерий Сергеевич

Дайнеко Валерий Сергеевич


БиографияВалерий Сергеевич Дайнеко (29 ноября 1951 годаРуденскБелорусская ССРСССР) — советский и белорусский музыкант, заслуженный артист Белорусской ССР, участник ВИА «Песняры» (1977—1992), солист ансамбля «Белорусские песняры» с 1998 года.

Родился 29 ноября 1951 года в г.п. Руденск Минской области в семье музыкантов (отец — хоровик-дирижёр, бывший директор музыкальной школы, мама — певица, брат — пианист).

В 1959 году поступил в музыкальную школу при Белорусской консерватории по классу скрипки, но окончил школу как альтист. В школе увлекался джазовой музыкой и в старших классах участвовал в группе «Менестрели», в репертуаре которой преобладали произведения стиля рок-н-ролл и ритм-энд-блюз.

В 1970 году, не поступив в консерваторию, стал учиться на 3 курсе Минского музыкального училища по классу альта. После окончания училища (1972) занимался вокалом и вокальной аранжировкой. Работал в нескольких вокально-инструментальных ансамблях, в том числе в «Червоной руте» с Софией Ротару, «Ровесник» и группе Бадьярова, на радио, в оркестре Белорусского гостелерадио Бориса Райского.

В январе 1977 года был принят на работу в ансамбль «Песняры» как вокалист, аранжировщик по вокалу и альтист. В составе ансамбля исполнял песни «Беловежская пуща», "Зачарованная", и др. Проработал в ансамбле до 1992 года.

С 1983 по 1988 год учился в Минском институте культуры на факультете хорового дирижирования (народное отделение).

С 1992 года по 1997 год работал в Государственном оркестре Республики Беларусь под управлением М. Финберга. В оркестре по инициативе Дайнеко была создана джазовая программа. В эти же годы выступал в составе джаз-группы «Пятый угол» (малый состав Государственного концертного оркестра).

С 1996 по 2000 год — доцент на эстрадном отделении Института современных знаний им. А. М. Широкова (г. Минск), преподаватель по вокалу.

С 1998 года является солистом ансамбля «Белорусские песняры».

В 2015-2016 годах в соавторстве с Анжелой Гергель издал книги «Те, кто оживляют мифы», «Песняры времени своего»

В 2018 году так же в соавторстве с Анжелой Гергель издал третью книгу из серии «Те, кто оживляют мифы» - «ПЕСНЯРЫ; Взгляд из будущего»

Награды и звания

В 1990 году Валерию Дайнеко было присвоено звание Заслуженного артиста Белорусской ССР.

ВАЛЕРИЙ ДАЙНЕКО

Заслуженный артист Республики Беларусь // вокал

 

 

Родился в музыкальной семье. Отец - хоровик-дирижёр, мать хорошо пела, обладала тонким слухом, брат - пианист, поэтому с детства привилась любовь к музыке. Поступил в ССМШ при консерватории по классу скрипки, а закончил её как альтист. Увлекся популярной и джазовой музыкой и в старших классах участвовал в музыкальных проектах группы «Менестрели», основу репертуара которой составляли произведения в стиле рок-н-ролл и ритм энд блюз, а также собственные сочинения.

 

«Менестрели» просуществовали 2-3 года, приблизительно с 1968 по 1971 год. Кроме собственных песен, репертуар наш состоял из мировой рок-классики.

 

В минское музыкальное училище поступил сразу на 3 курс. Два года в училище были плодотворны в плане совершенствования вокала, хотя специальностью оставался альт и педагогическая практика. Ещё не распались «Менестрели», но уже появилась работа в ресторанах и эстрадно-джазовом вокальном квартете на радио в оркестре Б.Райского. Закончил Институт культуры (ныне Университет культуры) по специальности хоровик-дирижёр.

1972-76гг. - «Ровесники» В.Скугаревского и группа Валентина Бадьярова.

1976 год  - «Червона Рута» с Софией Ротару.

1977-92 гг. - «Песняры».

 

По большому счёту дебютом своим я считаю «Беловежскую пущу» в 1977 году.

 

И именно в исполнении Валерия Дайнеко «Беловежская пуща» стала известной популярной песней.

 

1993-97гг. - работа в государственном оркестре Республики Беларусь п/у М.Финберга, где наряду с обычными концертами была сделана джазовая программа из популярных мировых хитов.  Спето около 60 песен, из них около 30 были исполнены впервые, то есть это были премьеры. Параллельно с работой в оркестре занимался сольными проектами и выпустил два магнитных альбома (один из них с бывшим гитаристом «Песняров» А.Растопчиным).

 

1994 год – принял участие в юбилейном концерте «Песняров» на Славянском базаре в Витебске, где исполнил песню «Слуцкие ткачихи».

 

1989 год – получил звание: заслуженный артист Республики Беларусь.

1998 год–  «Песняры»

1998 год – «Белорусские песняры».

Выпустил несколько сольных альбомов.

За весь песняровский период и по сей день большинство вокальных аранжировок, акапельных вещей, сделано им, либо при его участии.Первый исполнитель таких песняровских хитов как «Зачарованная моя», «Слуцкiя ткачыхi», «Машанька», «Стася».

Запоминающиеся его работы в песняровских циклах: «Через всю войну», «Во весь голос» на стихи Владимира Маяковского, «Венок».

Валерий Дайнеко

 

Анжела Гергель, Валерий Дайнеко. У памятнику Мулявину

 

Валерий Дайнеко

 

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ АНЖЕЛЫ ГЕРГЕЛЬ И ВАЛЕРИЯ ДАЙНЕКО ‘ПЕСНЯРЫ. ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО’.

Валерий Дайнеко: В 1993 году я получил приглашение в оркестр Михаила Финберга, и очень надеялся, что наконец осуществится моя юношеская страсть – работа в настоящем джаз-оркестре. Я всегда об этом мечтал. Даже во время работы в ‘Песнярах’ в перерывах между концертами мы часто исполняли какие-то джазовые произведения. Я не то что пробовал импровизировать, а просто бредил этой музыкой и рисовал в своём воображении себя на фоне джазбенда!

Когда я пришёл в оркестр Михаила Финберга, там буквально последние годы работал Толя Гилевич. Он очень обрадовался моему появлению, но тут же меня пожалел, сказав с улыбкой сакраментальную фразу: ‘Сюда, в этот оркестр приходят умирать! А ты ещё так молод!’ …Вообще в оркестре работали прекрасные музыканты. Михаилу Яковлевичу, как и в своё время Мулявину, удавалось сплотить вокруг себя звёзд. Одно имя Валерий Щерица (труба) чего стоит! А штатным аранжировщиком оркестра считался очень скромный и потрясающий музыкант Андрей Шпенёв. За четыре года моей работы там было ещё несколько пианистов – Серёжа Александров, Андрей Гитгарц и Игорь Паливода.

Во время работы в оркестре я был достаточно свободен для занятий творчеством, и даже написал пару песен, проверив свои силы как композитор и поэт. Аранжировки сделал Юра Богаткевич, а спела их Инна Афанасьев, работающая в это же время у Финберга. Моё предложение сделать джазовую программу Михаил Яковлевич Финберг безоговорочно поддержал. Вместе с аранжировщиками мы составили репертуар из классических и современных произведений, а именно: ‘Fly Me To The Moon’ (Howard), в версии Tom Jones, ‘What You Won’t Do For Love’ (Coldwell-Kettner), в версии Ricky Peterson, ‘The Shadow Of Your Smile’ (Mandel-Webster), обработка Шпенёва, ‘The Girl From Ipanema’ (Jobim), в которой я заставил гитариста оркестра спеть со мной дуэтом, и очень неплохо получилось, ‘Beyond The Sea’ (Charles Trenet-Lawrence) и ‘On Green Dolphin Street’ (Caper-Washington),в версии George Benson, ‘Love Dance’ (Ivan Lins), версия Tania Maria, ‘Cry Me A River’ (Hamilton), версия Natalie Cole, ‘Mama Lied’, ‘Someone new’ (Tower Of Power), в их же версии, ‘Georgia On My Mind’ в обработке Шпенёва. Это было второе отделение, а в первом были джазовые инструментальные пьесы. На первом молодеченском фестивале песни, где активное участи принимал оркестр, в рамках фестиваля один вечер был отдан джазу. И к этому вечеру, переходящему в длинную ночь, мы подготвили ещё одно произведение ‘Every Day I Have The Blues’ (A.&M. Sparks) в версии Joe Wiliams & Count Baysy.

В эти же годы я выступал в составе джаз-группы ‘Пятый угол’ – малый состав Государственного концертного оркестра. В неё входили и другие экс-‘Песняры’ – Боря Бернштейн, Володя Ткаченко, Игорь Паливода. Мы не обходили стороной стандарты, но делали собственные версии. Там у нас появились и зазвучали по новому ‘Fly Me To The Moon’, ‘What You Wan’t Do For Love’, ‘Giant Steps’ (John Coltrane), ‘By, By, Blackbird’ (Ray Henderson – Mort Dixon)

Сохранилась запись с первого исполнения ‘Fly Me to The Moon’. Но следует сказать, что хоть это и уникальная запись, я отлично помню,что впервые пел нетленку,слов не знал и наворотил кучу ерунды,а так же был простужен,поэтому и пел почти всё фальцетом.

Позже мы на студии записали её(и тоже вживую)и уже было гораздо лучше всё сыграно и спето!Состав: Андрей Матлин-саксофон,Сергей Александров-Ф-но,Борис Бернштейн-бас,Владимир Ткаченко-гитара,Вадим Чайков-барабаны!

Анжела Гергель: В этой программе прозвучали такие песни, которые ранее были исполнены всемирно известными певцами. Но и здесь, конечно же, не обошлось без импровизаций – речь о вокальном соло с гитарой. Впервые такой стиль использовал George Benson.  Вокал в унисон с музыкальным инструментом, по словам Джорджа, не предполагает пения во весь голос, но оно придаёт звучанию инструмента чувство, наделяет его душой – как будто поёт сама гитара. Хотя сам Benson вспоминает: ‘Когда я первый раз попробовал спеть в унисон со своей гитарой, все в студии скривились. Они сказали: это не пойдёт. Но согласились.’

Валерий Дайнеко: Обычно никто из певцов этого не делает, так как этот вокальный приём чисто джазовый. Некоторые западные поп-исполнители используют его в своём творчестве. Чаще всего мы сталкиваемся с инструменталистами-крунерами, которые в равной степени овладели инструментом и голосом. Голосовые связки у них – универсальный инструмент, сливающийся с гитарой, фортепиано в одно целое. Гитаристы и пианисты чаще всего используют этот приём, так как, повторюсь, они могут использовать два независимых ‘инструмента’ одновременно.

Анжела Гергель: Кстати, слово ‘crooner’ придумал Robert Burns. ‘Croon’ означает ‘бормотать, напевать себе под нос во время работы’. Burns его использовал в своем посвящении одному популярному шотландскому барду – с тех пор оно и вошло в моду. А как создаются такие вокальные импровизации?

Валерий Дайнеко: Импровизация может быть стихийной, либо специально написанной. В моём случае, в ‘Giant Steps’, я выучил уже фирменное вступление с саксафоном, а дальше, после проведения главной (основной) темы, была импровизация. Эту тему мы исполняли малым составом Бориса Бернштейна ‘Пятый угол’, и у нас было достаточно концертов, чтобы импровизации приняли некую стандартную форму, к которой уже привыкли собственные уши, мозг, связки. А прослушав впоследствии несколько раз, я уже не представлял другую импровизацию, сейчас, если бы пришлось, спел бы то, что у меня давно на слуху!

Анжела Гергель: Творчество композитора, аранжировщика и исполнителя постоянно балансирует между предоставлением своему произведению изысканной формы и одновременно наполнением этой формы содержанием, наполнением этого произведения душой.

Валерий Дайнеко: А у джазовых песен особые души, отражение которых возможно лишь при глубоком их чувствовании. Нужно уметь чувствовать этот свинг, надо, чтобы он был внутри тебя.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Valeriy_Dayneko%2C_2016-03.jpg