Глава I. Общие положения
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее – Академия), областных (Минском городском) институтах развития образования (далее – ИРО) проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05. 2017 № 46, (далее – Инструкция).
Распределение педагогических работников для сдачи квалификационного экзамена по учреждениям образования осуществляется в соответствии с приложением к Инструкции.
Целью проведения квалификационного экзамена является независимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.
Основными задачами квалификационного экзамена являются:
- определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории;
- определение соответствия научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»;
- стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы; овладение передовым педагогическим опытом; включение педагогических работников в исследовательскую деятельность.
Состав квалификационных комиссий
Квалификационные комиссии для проведения квалификационных экзаменов при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории создаются по направлениям педагогической деятельности до 1 декабря и утверждаются решением руководителя учреждения образования сроком на один год (п. 37 Инструкции).
Порядок представления документов на квалификационный экзамен
К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, которые имеют направление на сдачу квалификационного экзамена организаций системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 Инструкции, – отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту прохождения аттестации (прил. 17, 18, часть 1).
На основании поступивших направлений на сдачу квалификационного экзамена готовится график его проведения. График проведения квалификационных экзаменов утверждается приказом руководителя учреждения, доводится до сведения заинтересованных и размещается на официальном сайте учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет.
Порядок проведения квалификационного экзамена
Для сдачи квалификационного экзамена из числа экзаменующихся формируются, как правило, группы наполняемостью 10-12 человек.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение 2 (двух) дней.
Прибытие на квалификационный экзамен осуществляется по персональному письму-приглашению, направленному на электронный адрес учреждения образования, отделы (управления) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов (прил. 19, часть 1).
Перед началом квалификационного экзамена проводится электронная регистрация его участников.
Приказом руководителя учреждения утверждается количественный и персональный состав квалификационных комиссий. Данным приказом определяется секретарь квалификационной комиссии (прил. 1).
На квалификационном экзамене педагогическому работнику выдаются экзаменационные листы со штампом учреждения образования, в которых сдающие квалификационный экзамен делают записи.
Результаты квалификационного экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости оценками: «сдал(а)», «не сдал(а)» (прил. 2).
По результатам сдачи квалификационного экзамена экзаменуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии соответствующего образца (прил. 20, часть 1) за подписью руководителя учреждения и секретаря квалификационной комиссии. Выдача педагогическому работнику выписки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена фиксируется в ведомости (Прил. 3).
Срок хранения экзаменационных материалов составляет 5 лет. Экзаменационные материалы включают в себя: описание опыта педагогической деятельности (бумажный вариант), протокол о сдаче квалификационного экзамена (оригинал), оценочные листы комиссии (оригинал), экзаменационная ведомость (копия), отчет о выполненной учебной нагрузке комиссии по приему квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории по направлению деятельности (копия), ведомость на выдачу выписки из протокола заседания комиссии по приему квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории по направлению деятельности (копия), направления на сдачу квалификационного экзамена (оригинал), конверт с работами слушателей (2 письменных задания).
II. Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории состоит из двух частей: письменной (2 задания) и собеседования.
1. Письменная часть
Первое задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории.
Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена включает следующие разделы:
- нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ;
- современная теория и методика обучения и воспитания; теория и содержание преподаваемого учебного предмета или реализуемого направления педагогической деятельности;
- современные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционной работы.
Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена, список рекомендуемой литературы разрабатываются в академии и размещается на официальном сайте академии в глобальной компьютерной сети Интернет http://www.academy.edu.by в разделе «Квалификационный экзамен» и на официальных сайтах ИРО.
Для выполнения первого задания письменной части квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории на основе программы разрабатываются задания, которые состоят из инвариантной и вариативной части. В инвариантной части предлагаются задания на знание основных положений нормативных правовых актов, вопросов педагогики, психологии, обучения детей с ОПФР, воспитания обучающихся. Ответы заносятся в специальный бланк (Прил. 4).Вариативная часть может содержать задачи, тесты, вопросы и т. д. в зависимости от направления деятельности. Задания письменной работы являются закрытыми для общего доступа. На сайте Академии, ИРО размещаются примерные задания для письменной части по направлениям педагогической деятельности.
На выполнение первой письменной работы отводится 2 (два) академических часа.
Оценка работы осуществляется в баллах и вносится в экзаменационную ведомость (прил. 2).
В случае, если педагогический работник набрал менее 5 (пяти) баллов за инвариантную часть и (или) менее 11 баллов за вариативную часть, он не допускается к дальнейшей сдачи квалификационного экзамена. В экзаменационную ведомость вносится оценка «не сдал» (прил. 2).
Второе задание письменной части квалификационного экзамена. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности по предложенной комиссией теме (разделу) с учетом представленного опыта профессиональной деятельности. Для разработки фрагмента педагогической деятельности задания предлагает квалификационная комиссия. Они подбираются после изучения и оценки квалификационной комиссией представленного опыта. Темы для моделирования предлагаются таким образом, чтобы учитель имел возможность глубоко отразить опыт педагогической деятельности в разработанном фрагменте педагогической деятельности, но он не должен дублировать уроки, приведенные в приложениях к опыту.
На выполнение второй письменной работы отводится 2 (два) академических часа.
2.Собеседование
Данная часть экзамена включает два этапа: оценка модели урока (оценивается членами комиссии до защиты) и собственно защита опыта на основе разработанной модели.
Во время собеседования претендент на высшую квалификационную категорию устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время второй письменной части квалификационного экзамена фрагмента педагогической деятельности.
В случае, если педагогический работник по сумме двух этап квалификационного экзамена (две письменные части и оценка опыта) набирает менее 32 баллов, квалификационная комиссия может предложить экзаменуемому не проводить собеседование, т. к., даже при условии защиты модели урока на 16 баллов (максимально возможный балл), общее количество баллов не позволит набрать необходимую для сдачи квалификационного экзамена сумму.
Описание опыта представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (прил. 5, 6). В опыте педагогической деятельности не допускается заимствование более 30 % содержания из других источников. В случае заимствования содержания свыше указанного педагогическому работнику выставляется оценка «не сдал». Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями.
Результаты второй письменной работы и собеседования вносятся в оценочный лист, который заполняет каждый член комиссии.
Для успешной сдачи всего квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории педагогическому работнику необходимо набрать не менее 48 (сорока восьми) баллов.
По окончании квалификационного экзамена в учреждении образования оформляется протокол заседания квалификационной комиссии, на основании которого издается приказ «О результатах квалификационного экзамена».